Главная
Предпочтовая
обработка

Принцип работы


Доставка товара
покупателю

Самовывоз

Кассовое
обслуживание

Типовые требования
к транспортной таре





Утопический социализм и причины его появления

Разорение ремесленников, нищенское положение рабочих, безработица и экономические кризисы вызывали у наиболее передовых людей глубокое разочарование в порядках, основанных на частной собственности, капиталистической конкуренции и наемном труде.

Сострадание к изнуренной непосильным трудом бедноте, возмущение праздностью и роскошью богачей побуждали искать выход, чтобы покончить с бедствиями народа и вопиющей несправедливостью буржуазного общества. Все чаще возникал вопрос: как построить новое общество без эксплуатации и нищеты бедняков, без расточительства богачей?

С планами преобразования общества на основе справедливого общественного строя, основанного на общей пользе, а не на эксплуатации и частной выгоде, выступили утопические социалисты: Анри Сен-Симон, Шарль Фурье и Роберт Оуэн.

Они смело разоблачали язвы капитализма, показывали его несправедливость, критиковали беспорядочность капиталистического хозяйства, объясняли, что безработица и кризисы – результат отсутствия общего хозяйственного плана.

Утописты подвергали критике власть богатых, их бессердечие и алчность, завоевательные войны, призывали к созданию планового общественного производства, к справедливому распределению продуктов труда, прекращению войн и бедствий народных масс.

Но социалисты-утописты жили в такое время, когда пролетариат был еще недостаточно развит и организован. Утописты думали, что можно обойтись без классовой борьбы. Главное значение они придавали пропаганде своих взглядов, верили в то, что надо лишь объяснить преимущества социализма, найти последователей, показать пример жизни на новых началах, и люди станут жить по-иному, откажутся от порядков, основанных на частной выгоде, будут служить общему благу.

Сен-Симон (1760 – 1825)

Французский утопический социалист Анри Сен-Симон родился в знатной семье. С ранней юности он был увлечен изучением истории и естественных наук, проникся идеями просветителей и благородной мыслью служения общественному благу.

Девятнадцати лет Сен-Симона отправили в Америку в качестве офицера войск, посланных туда для оказания помощи американским колонистам в их войне за независимость. Сен-Симон возвратился во Францию в чине полковника. Ни чины, ни богатство не привлекали его. Феодальные порядки и праздность дворянства были ему так же ненавистны, как и погоня растущей буржуазии за наживой. Сен-Симон разорился и жил в крайней бедности. Главной целью его жизни стала разработка проектов создания нового общественного строя, способного обеспечить счастье большинства людей. Вначале он ожидал поддержки от богатых людей. Лишь в конце жизни, проведенной в бесплодных попытках получить от богачей средства на осуществление своих планов, Сен-Симон понял, что его идеи найдут поддержку только у беднейших слоев трудящихся.

Сен-Симон обличал праздное существование дворянства и духовенства, крупных сановников и государей. Всех их он считал паразитами, «бесплодными» для общества, и писал, что если бы они все вдруг пропали, то страна ничего не потеряла бы.

Долгое время Сен-Симон главное внимание уделял разоблачению бесполезности дворян и других крупных землевладельцев, не участвующих в производстве и проматывающих свои доходы. Капиталистов, наряду с рабочими и ремесленниками, он относил к числу «производительных» членов общества. Из этого видно, что у Сен-Симона не было ясного представления о классах при капиталистическом строе. Но постепенно он стал понимать, что богатым предпринимателям чужды интересы массы трудящихся, и поставил целью улучшить участь «самого многочисленного и самого бедного класса».

Сен-Симон обличал такие пороки капитализма, как бесплановость производства, конкуренция, обнищание широких масс, бедственное положение рабочих, призывал к развитию промышленности и плановому производству на научных основах в интересах угнетенных масс.

После смерти Сен-Симона его ученики систематизировали его учение и сделали вывод, что в новом обществе должен действовать принцип «от каждого – по способностям, каждому – по труду», а частная собственность и эксплуатация наемного труда будут постепенно упразднены в результате отмены права наследования. Но, отказываясь от классовой борьбы, и Сен-Симон, и его ученики оставались на позициях несбыточного утопического социализма.

Фурье (1772 – 1837)

Другой французский утопический социалист Шарль Фурье родился в семье лавочника, а потом стал мелким торговым служащим богатой фирмы. Еще мальчиком он видел нечестные приемы торговцев и возмущался ими.

В своих произведениях он обличал бесплановость капиталистического производства, конкуренцию, безработицу, бесправие женщин в современном ему обществе, доказывал, что производят все продукты массы трудящихся, обреченные на нищету и изнурительный отупляющий труд, а кучка богачей-паразитов властвует и живет в роскоши.

Способ покончить с бедствиями капитализма Фурье видел в создании нового общества. По его плану, оно должно было состоять из производственно-трудовых товариществ (ассоциаций). Такие товарищества, или общины, он называл фалангами.

Члены фаланги должны были совместно заниматься промышленным и сельскохозяйственным трудом и жить в общем доме или дворце. Фурье называл такой дом фаланстером. Он писал, что в новом обществе не будет разделения на город и деревню, а каждая фаланга будет и вести обработку земли, и заниматься промышленным производством. Каждый член фаланги будет выполнять и физический, и умственный труд. Производство должно вестись по плану.

Таким путем Фурье надеялся обеспечить полное развитие способностей каждого члена общества, превратить труд в источник радости и наслаждения.

Огромную роль Фурье отводил соревнованию между трудящимися за лучшие результаты производства. Он считал необходимым обучать детей не только наукам, но и труду, и так, чтобы они могли переходить от одной работы к другой и таким образом избежать утомительного и отупляющего однообразия труда наемного рабочего при капитализме.

Фурье верил в огромные созидательные возможности социалистического строя. Он писал, что в будущем обществе фаланг наступит мир, исчезнут войны, постепенно установятся общий язык, единые деньги и система единых мер и весов.

закажите журнал учета обращения с отходами


Листаем страницы истории:

Роберт Оуэн (1771 – 1858)
Карл Маркс (1818 – 1883)
Фридрих Энгельс (1820 – 1895)
Борьба Маркса и Энгельса против идей, враждебных рабочему классу
Последствия роста буржуазии и победы капитализма
Буржуазное государство – орудие подавления народных масс
Историческое значение «Манифеста Коммунистической партии»
Из «Манифеста Коммунистической партии»
Причины европейских революции



Новая история 1640-1870:

Содержание
Гражданская война в Англии (1640-1642)
Начало промышленного переворота в Англии
Луддизм. Борьба людей против машин
Декларация независимости. Образование США.
Война за независимость в США (1775 – 1783)
Принятие конституции США (1787)
Кризис французского абсолютизма
Основная причина революции во Франции
Свержение монархии во Франции
Победы французских армий в 1800 – 1807 гг.
Разгром империи Наполеона I
Развитие капитализма в Англии
Чартистское движение в Англии
Последствия роста буржуазии и победы капитализма
Причины европейских революции
Разгон прусского Национального собрания
Революция в Австрийской империи (1848 – 1849)
Революция в Венгрии
«Тысяча» Гарибальди и восстание крестьян на юге Италии
Объединение Германии и образование Германской империи
Торгово-промышленное первенство Англии
Захватническая внешняя политика США
Избрание президентом Авраама Линкольна и мятеж рабовладельцев
Британское завоевание Индии
Крестьянская война и государство тайпинов (1850 – 1864)
Колониальная политика конца XVIII в.
Возрастание роли естественных наук
Великие композиторы Бах и Моцарт
Живопись эпохи возрождения



© 2009-2014 - DEXPOST - Курьерская служба экспресс доставки