Главная
Предпочтовая
обработка

Принцип работы


Доставка товара
покупателю

Самовывоз

Кассовое
обслуживание

Типовые требования
к транспортной таре





Границы познавательной ценности ответов, полученных методом анкетирования

То, что можно узнать и извлечь из ответов, приобретенных анкетным методом, и из связей между ними, мы попытались привести при анализе результатов. Однако необходимо понимать, что существуют границы ценности анкет: что может и чего но может анкета сказать.

Прежде всего это вообще границы самого анкетного исследования. Объем анкеты нельзя произвольно расширять. Из этого вытекают некоторые ограничения:

а) необходимо было выбирать лишь определенные данные, которые мы считаем в данной связи самыми значительными, но которые бывают обычно лишь частичными иди фрагментарными (сюда относятся, например, проблематика развития личности, факторы, которые оказывали влияние на человека, его жизнь и убеждения, формируя последние, проблематика мировоззрения, поскольку оно не основано на религии, и т. д.);

б) иногда мы не могли поставить вопрос из сферы, которую считали значительной, чтобы прямо или косвенно не оказать влияния на характер данных, которые мы хотели получить в результате исследования (например, по вышеприведенным основаниям мы не спрашивали о политической принадлежности и взглядах человека, хотя для целей исследования этот вопрос был бы крайне интересным);

в) некоторые вопросы охватывают слишком широкую область действительности, в которой человек живет. Это касается прежде всего всех вопросов, обращенных к стилю жизни и интересам личности. Каждый из этих вопросов требует расчленения и уточнения, по крайней мере такого, как это имеет место в проблематике, касающейся религиозности. Но в тех связях и в том объеме, в каких они приведены в нашей анкете, они не могут запечатлеть действительность, как таковую, и служат лишь определенным намеком на жизненную ситуацию человека, религиозность которого подвергается исследованию. Так, например, ответ на вопрос: «Имеете ли затруднения со здоровьем?» – естественно, не может нарисовать нам картину состояния здоровья населения, или же вопрос «Довольны ли Вы семейной жизнью?» не может сам по себе ничего сказать о современных проблемах семьи и брака;

г) самый искренний ответ является лишь суждением человека о себе, и ничем больше. Он не может содержать больше, чем человек сам о себе или о данной вещи знает. Действительность запечатлена не непосредственно, а сквозь призму сознания того, кому мы ставим вопросы. Таким образом, цена ответа различна: иногда приводится точный объективный факт (например, возраст, пол), иногда лишь субъективное определение или впечатление (например, количество свободного времени), иногда дается скорее оценка действительности, чем сама действительность (жилищные условия, положение в семье).

Это, однако, не означает, что подобные сведения не имеют ценности или что эта ценность низка. В определенных связях и границах они могут иметь для нас даже большее значение, чем объективный факт. Например, если нас интересует в связи с религиозностью вопрос, до какой степени чувствует себя гражданин удовлетворенным, выводит ли его что-то из состояния душевного спокойствия, уравновешенности, то в этом случае его субъективная оценка жизни в семье или жилищных условий является более значительной, чем если нам известно, что у него квартира такой-то категории и что жена, которой он доверяет, не имеет такую же репутацию у соседей.

Поэтому с каждым ответом нужно обращаться как со сведением, познавательная ценность которого зависит не только от серьезности и откровенности отвечающего гражданина, но и от содержания вопроса.

Бывают ответы, которые имеют лишь опорное значение. Но имеются ответы, которые служат основным, чрезвычайным и ничем не заменимым источником познания исследуемого явления. Если, например, мы можем установить (наблюдением и подсчетом верующих во всех костелах и молельнях), падает или растет число людей, посещающих богослужения, то другие факты, имеющие для изучения религиозности такое же или даже большее значение, можно получить, лишь непосредственно обращаясь к людям с вопросом об их взглядах. Но, несмотря на то что для исследования человеческого сознания метод анкет имеет очень важное значение, он все же имеет свои непреодолимые границы и в своей собственной области: человек может сказать самое большее то, что он думает, с точностью, с которой он способен изъясниться в зависимости от своего интеллектуального уровня. Достичь большего можно было бы только социально-психологическим исследованием.


Листаем страницы религии:

Что содержит данный документ
Привлечение верующих для вступления в партию
Что содержит проект постановления
Необходимость изучения истории раннего христианства
Спор с Д. Штраусом
Бауэр анализирует тексты евангелий
Отрицание историчности Христа. Критика Нового завета
Христианство – итог развития греко-римского мира и его культуры
Греко – римский круг зарождения христианства



Религия и гуманизм:

Содержание
Результаты исследования среди верующих граждан
Изменение религиозности
Что содержит проект постановления
Отрицание историчности Христа. Критика Нового завета
Бауэр изучает произведения Филона
Представление о боге в трудах Сенеки
Павлов – идеолог баптизма в России
Первая попытка объединения сектантов в союз
Издательство нового журнала «Слово истины»
Политические требования к правительству со стороны баптистов
Кризис церкви и его осмысление католическими идеологами
Мир на пороге социального обновления
Чем закончилось закрытие первой сессии собора
Положение епископов в окончательном варианте документа
Стремление к современной церкви
Современная евангелическая теология и естествознание
Учение Тейяра и его влияние на церковные догмы
Исследование социологических проблем в различных европейских странах
Доклад о положении современного протестантизма
Как сформировать новые представления в сознании верующих
Роль религии в отечественной истории
Книга о происхождении и развитии религии
Современный журнал о религии
Вопросы, обсуждаемые на страницах журнала



© 2009-2014 - DEXPOST - Курьерская служба экспресс доставки