Главная
Предпочтовая
обработка

Принцип работы


Доставка товара
покупателю

Самовывоз

Кассовое
обслуживание

Типовые требования
к транспортной таре





Изменение религиозности

Некоторые итоги сравнительного анализа двух исследований.

Первое исследование религиозности этого типа в послевоенной Чехословакии производилось в 1946–1947 гг. Институтом исследования общественного мнения в Праге. Из этого исследования в нашей анкете было использовано 10 вопросов, чтобы можно было установить, произошли ли за истекший период изменения во взглядах и позиции населения, и если да, то в каком направлении. Хотя основной коллектив обследуемых граждан в обоих исследованиях не был тождественным (нынешнее исследование охватило лишь пятую часть граждан, которые были обследованы в прошлый раз), все же при небольшом уточнении сравнение возможно.

Приведем в качестве примера ответы на заданные основные вопросы (в %).

Верите Бы в бога?

Какие выводы вытекают из сравнения исследований?

Во-первых, на основании всех исследуемых признаков, включающих как религиозное сознание, так и религиозное поведение, можно сказать, что произошло резкое снижение религиозности. Еще большее снижение произошло среди приверженцев религиозного воспитания детей. В то время как в 1946 г. значительная часть граждан, которые были равнодушны к религии и даже не верили в бога, считали религиозное воспитание детей полезным, в 1963 г. процент людей, высказывающихся за религиозное воспитание детей, практически покрывается процентом полностью верующих граждан.

Во-вторых, анализ показывает рост гуманизма. Если мы понимаем под гуманистом гражданина, который дал на все вопросы, касающиеся религиозности, отрицательный ответ, то мы обнаруживаем, что к этому определившемуся типу принадлежит 30 % совершеннолетних жителей. 16 лет назад таких граждан было меньше чем 12%. Точный процент гуманистов при первом исследовании неизвестен, результаты были обработаны лишь в соответствии с отдельными показателями. Здесь нужно обратить внимание на то, что понятие «гуманист» мы не имеем права толковать расширительно, например предполагать, что все гуманисты являются одновременно сознательными пацифистами.

В-третьих, выявляется относительная стабильность конформных церковных форм веры по сравнению с верой неконформной. Интересным результатом исследования является тот факт, что церковная вора удерживается упорнее, чем вера неконформная. Как уже было сказано, снижение веры в бога (основной показатель неконформной веры) гораздо большее, чем снижение веры в Христа (основной показатель конформно-христианской веры). Видимо, крепко организованное ядро всего комплекса верующих проявляет большую устойчивость.

В-четвертых, оба исследования подтвердили связь идеологической и практической сторон религии и доминирующую роль практической религиозной жизни. Практически все, кто верит в бога, посещают регулярно или время от времени церковь, хотя в дни больших праздников приходит и большинство тех, которые лишь допускают возможность существования бога. Посещаемость церкви является важным показателем, однако она может быть (как каждое общественное проявление набожности) более мотивирована другими побуждениями, чем внутренней потребностью общаться с богом. Поэтому для наших целей более значителен факт частной молитвы дома, которая не вызвана и не заторможена внешними факторами и является выражением чисто внутренней потребности религиозной жизни. И здесь мы видим, что с молитвой к богу обращаются, хотя бы в особых случаях, не только все, кто в него верит, но и значительная часть людей, которая лишь допускает, что он может существовать.

Таким образом, в определенных жизненных ситуациях обращаются к богу и те, кто вовсе не убежден твердо в его существовании. Для религиозного акта достаточна мысль о возможности его существования. Здесь помимо прочего наглядно выступает факт, что религия не является делом теоретических размышлений и концепций мировоззрения, из которых вытекает определенный тип действий, а, наоборот, представляет собой иллюзорный способ решения жизненных проблем. Вера имеет утилитарный характер, ее обоснование является прагматическим.

Наконец, анализ свидетельствует о значительном росте терпимости как отдельных вероисповеданий между собой, так и во взаимной критике гуманистов и верующих. Видимо, в этом явлении отражается изменение позиции церкви, утрата ею господствующих позиций в общественной и политической жизни. В связи с тем что религия была вытеснена на край общественной жизни и не имеет возможности активно вмешиваться в нее, люди перестали априорно оценивать друг друга как членов определенных религиозных групп и определяющими во взаимных отношениях стали другие связи.

На основании сравнения церковной принадлежности обследуемых граждан с церковной принадлежностью их родителей (и тот и другой материал взят из ответов, данных в исследовании 1963 г.) мы имеем следующие результаты.

Мы принимали во внимание лишь те семьи, когда оба родителя относились к одному вероисповеданию. Из данных ясно, что 41% граждан покинули церковное сообщество своих родителей; 63% граждан, родители которых были католиками, ныне сами заявляют о себе, что они католики; 84% граждан, родители которых принадлежали к евангелической церкви, сегодня сами заявляют о себе, что они принадлежат к этой церкви. Наконец, среди тех, чьи родители были членами чехословацкой церкви, только 66% относят себя к этой церкви.

На сто евангеликов во втором поколении, таким образом, приходится лишь 75 католиков, верных церкви. Разложение церковного сообщества происходит в римско-католической церкви быстрее и более последовательно. Люди, которые разошлись с религией, как правило, перестают себя считать членами церкви. Разложение евангелических коллективов происходит медленнее, по все же в большей мере, чем это показывают вышеприведенные цифры. До определенной степени происходит еще дифференциация внутри коллективов, и многие люди, вера которых в религию сильно нарушилась или вообще прекратилась, считаются и впредь членами церкви.


Листаем страницы религии:

Процесс секуляризации внутри отдельных вероисповеданий
Процесс ослабления религиозной и церковной жизни граждан
Обоснованность результатов социологического исследования
Границы познавательной ценности ответов, полученных методом анкетирования
Что содержит данный документ
Привлечение верующих для вступления в партию
Что содержит проект постановления
Необходимость изучения истории раннего христианства
Спор с Д. Штраусом



Религия и гуманизм:

Содержание
Результаты исследования среди верующих граждан
Изменение религиозности
Что содержит проект постановления
Отрицание историчности Христа. Критика Нового завета
Бауэр изучает произведения Филона
Представление о боге в трудах Сенеки
Павлов – идеолог баптизма в России
Первая попытка объединения сектантов в союз
Издательство нового журнала «Слово истины»
Политические требования к правительству со стороны баптистов
Кризис церкви и его осмысление католическими идеологами
Мир на пороге социального обновления
Чем закончилось закрытие первой сессии собора
Положение епископов в окончательном варианте документа
Стремление к современной церкви
Современная евангелическая теология и естествознание
Учение Тейяра и его влияние на церковные догмы
Исследование социологических проблем в различных европейских странах
Доклад о положении современного протестантизма
Как сформировать новые представления в сознании верующих
Роль религии в отечественной истории
Книга о происхождении и развитии религии
Современный журнал о религии
Вопросы, обсуждаемые на страницах журнала



© 2009-2014 - DEXPOST - Курьерская служба экспресс доставки