Главная
Предпочтовая
обработка

Принцип работы


Доставка товара
покупателю

Самовывоз

Кассовое
обслуживание

Типовые требования
к транспортной таре





Отношение к рабам в философии Сенеки

В «Утешительном письме к Марции» Сенека писал о том, что «мир при переходе к своему обновлению поглотится огнем, все будет уничтожено своей собственной силой, планета будет сталкиваться с планетой и все, что теперь в порядке сияет, будет гореть в массе огня». Те же краски, писал Бауэр, блестят в Новом завете в картине последнего дня. Во втором послании Петра читаем: «Ожидающим и желающим пришествия дня божия, в который воспламененные небеса разрушатся и разгоревшиеся стихии растают. Впрочем мы по обетованию его ожидаем нового неба и новой земли, на которых обитает правда» (III, 12-13).

Но главный интерес для нас представляет вопрос о рабах. Бауэр указал, что новозаветные писатели заимствовали у Сенеки отношение к рабам. Особенно это сказалось на «Посланиях апостола Павла». Уже учение стоиков призывало господ к дружественному отношению к слугам, закрепив бытовавшее более мягкое отношение к рабам; фактически здесь имело место усиление обеих сторон угнетения: прямого (эксплуатация отношения патроната и колоната) и косвенного (приручение рабов путем изменения к ним отношения, а также одурманивание их при помощи новой религии – христианства).

Бауэр же причины изменения отношения рабовладельцев к рабам усматривает лишь в развитии философии и политики. В действительности они заключались в стремлениях рабовладельцев противостоять растущему сопротивлению рабов. В сочинении «О благодеяниях» Сенека приводит многочисленные примеры великодушного отношения рабов к своим хозяевам, особенно во время гражданских войн, в обстановке всеобщей жестокости и одичания: «Добродетель никому не заказана, и что раб также может быть справедливым и великодушным». Положение Сенеки о том, что рабы являются не только слугами, домашними товарищами, но и сорабами в службе высшего (Ер., 47), превратилось в христианстве в догму о единении рабов и хозяев для равной службы Христу. Бауэр дал правильное истолкование письма Сенеки о рабах, указав, что в своем совете рабовладельцам по-человечески относиться к рабам Сенека вовсе не желал столкнуть рабовладельцев с их пьедестала: «Лучше будет, когда слуги будут почитать тебя, чем бояться.

Теперь скажет кто-нибудь, что я зову рабов к освобождению и хочу низринуть с высоты их хозяев, так как я сказал: пусть они лучше почитают своего господина, чем боятся. Не будут ли они, скажут после этого, почитать своих господ как каких-нибудь лиц, вверенных их охране, или как тех, которые приходят передать свои благожелания людям властным. Кто способен так говорить, забывает, что для господ не может быть недостаточно того, что достаточно для бога, к которому мы стремимся любовью и почитанием». Сенека настаивает на том, чтобы раб почитал своего господина так, как почитают высшего. Поэтому, писал Бауэр, автор «Послания Павла к Филимону», говоря об Онисиме (Доброполезном), возвращал раба его хозяину, от которого он убежал и был приобретен Христом. Теперь Павел просит Филимона принять этого раба, как его самого: «Прошу тебя о сыне моем Онисиме, которого родил я в узах моих. Он был некогда негоден для тебя, а теперь годен тебе и мне, я возвращаю его. Ты же прими его, как мое сердце.

Я хотел при себе удержать его, дабы он вместо тебя послужил мне в узах за благовествование. Но без твоего согласия ничего не хотел сделать, чтобы доброе дело твое было не вынужденно, а добровольно» («Послание к Филимону», I, 10–14). Рассуждение автора послания является не чем иным, как христианской апологетикой «против подобного упрека, что якобы новый союз хотел в конце концов совершенно упразднить невольничье положение рабов». То, что Бауер подметил идущую от предшественников и получившую полное выражение в христианстве традицию превращения рабов по принуждению в рабов по убеждению, делает его работы по истории христианства особенно ценными. Это показывает, как близко он иногда подходил к объективному пониманию сути христианства. Именно за это его высоко ценили Громов и Ломов и ставили в качестве примера другим исследователям.

регистрация ип в столице услуги регистрации ип


Листаем страницы религии:

Изречения Сенеки и новозаветная литература
Истоки происхождения христианства
Положение баптизма в годы революции
Влияние революции 1905–1907 гг. на идейно-политическую позицию баптизма.
Павлов – идеолог баптизма в России
Как произошло политическое самоопределение в баптизме
Текст платформы и программы совпадают в своих политических установках
Первая попытка объединения сектантов в союз
Идеологическое и организационное оформление либерально-западного течения



Религия и гуманизм:

Содержание
Результаты исследования среди верующих граждан
Изменение религиозности
Что содержит проект постановления
Отрицание историчности Христа. Критика Нового завета
Бауэр изучает произведения Филона
Представление о боге в трудах Сенеки
Павлов – идеолог баптизма в России
Первая попытка объединения сектантов в союз
Издательство нового журнала «Слово истины»
Политические требования к правительству со стороны баптистов
Кризис церкви и его осмысление католическими идеологами
Мир на пороге социального обновления
Чем закончилось закрытие первой сессии собора
Положение епископов в окончательном варианте документа
Стремление к современной церкви
Современная евангелическая теология и естествознание
Учение Тейяра и его влияние на церковные догмы
Исследование социологических проблем в различных европейских странах
Доклад о положении современного протестантизма
Как сформировать новые представления в сознании верующих
Роль религии в отечественной истории
Книга о происхождении и развитии религии
Современный журнал о религии
Вопросы, обсуждаемые на страницах журнала



© 2009-2014 - DEXPOST - Курьерская служба экспресс доставки