Главная
Предпочтовая
обработка

Принцип работы


Доставка товара
покупателю

Самовывоз

Кассовое
обслуживание

Типовые требования
к транспортной таре





Отрицание историчности Христа. Критика Нового завета

Признавая заслугой Штрауса разрыв с правоверием, Бауэр считал, что автор «Жизни Иисуса» не доказал главного: как же возникает само предание, а из него евангелие. Эту задачу пытался решить он сам. Указав, что предание не имеет ни рук для письма, ни способности сочинять, оно не мыслит критически, не способно отобрать нужный материал и отбросить то, что не относится к делу, и что «отдельный человек должен проделать эту работу», Бауэр пришел к выводу, что евангелие – литературное произведение, где сознание автора должно было сыграть большую роль, а так как таких авторов было множество, то познание общей закономерности сознания крайне важно. Но, подметив эту черту, т. е. роль отдельного лица в создании евангелия (по Бауэру, самосознание) в общем процессе познания христианства как исторического явления, Бауэр превращает ее в Абсолют, «оторванный от материи, от природы, обожествленный», и тем самым, так же как и Штраус с его «субстанцией», прокладывает дорогу поповщине, До некоторой степени только Бауэр признавал, что потребности христианской общины, к которой принадлежал писатель, отражались в его сознании, а затем и в его произведении. Но главным для него было все же сознание отдельного евангелиста, творящего не только евангелия, но и весь мир.

Б. Бауэр подверг тщательному анализу как тексты, так и содержание канонических евангелий. В «Критике евангельской истории Иоанна» он доказал, что автор «Евангелия от Иоанна», находясь под влиянием философии Филона, с предвзятой целью создал литературное произведение, а не биографию исторического лица: Никаких достоверных биографических сведений из земной жизни Иисуса в этом евангелии не содержится. «Евангелие от Иоанна» лишь свидетель определенной ступени развития самосознания христианской общины; синоптические евангелия от Луки, Матфея, Марка являются подобными же литературными произведениями. В чем же тогда ценность евангелий? В отражении самосознания первых христианских общин. Взгляды и чаяния членов этих общин полнее всего отразились в образе Христа. Итак, самосознание первых христианских общин, лежащее в основе евангелий и получившее свое воплощение в образе Христа, было не объективным, а субъективным фактором, и поэтому за ним не стоит никакой исторической или «божественной» личности. Христианский бог только отчужденное (от себя) самосознание, но, будучи познано самим же самосознанием, в данном случае Б. Бауэром, оно возвращается к своему творцу и хозяину, т. е. к человеку, и бог исчезает как мираж. Так с субъективно-идеалистических позиций Бауэр отверг догматического и исторического Христа канонических евангелий, а значит, и все «факты», связанные с ним.

В «Критике апостольской истории» Б. Бауэр и «Деяния апостолов» считает литературным произведением; они также не подтверждают историчности Христа и являются плодом преднамеренного творчества их авторов.

«Послания апостола Павла» в противовес церковным воззрениям п всем своим предшественникам, приписывающим все или несколько посланий лично апостолу Павлу, Бауэр считает произведением целой богословской школы, стремившейся изложить в них принципы новой, утверждающейся религии.

Это предположение не лишено оснований, хотя, будучи идеалистом, он не понял до конца, к чему сводились и что выражали основные принципы утверждающейся религии. Но уже то, что не евангелия, в которых отражена христианская мифология, а именно «Послания апостола Павла» признаются им своего рода «установочным» произведением христианства, заслуживает особого внимания. Все «Послания апостола Павла» Бауэр относит ко II в., замечая, что датировка их I в. свидетельствует о стремлении авторов отнести в долях признания их требований к более раннему времени ту борьбу, которая велась в недрах христианских общин.

В определении времени возникновения посланий Бауэр не прав. Многие позднейшие историки считают, что самые ранние послания относятся к концу I в., более поздние – к началу II в. н. э. Более ранняя датировка подтверждается тем, что Христос в них только начинает обретать человеческие черты.

Проанализировав основные канонические произведения, Бауэр в противовес ортодоксальным теологам и Штраусу заявил, что новозаветная литература как исторический источник сведений о земной жизни и деятельности Христа никакой ценности не представляет. Евангельский Христос, по мысли Бауэра, принадлежит миру религиозной фантазии, а не действительности. Ученый писал: «На вопрос, так много занимавший наше время, кто сей человек, является ли Иисус историческим Христом, мы ответили так, что показали, что все являющееся до сих пор Христом, все то, что о нем говорится, принадлежит миру представления и, следовательно, не имеет ничего общего с человеком, принадлежащим к действительному миру. Мы ответили на вопрос так, чтобы навсегда вычеркнуть его».

Этот вывод был большим шагом вперед в сравнении с выводами предшествующей западной литературы по этому вопросу.

Ломов высоко ценил заслуги Бауэра в критике Нового завета. Установленную Вильке лингвистическим путем хронологическую последовательность и взаимную зависимость евангелий друг от друга Бауер «... неопровержимо доказал также на основании их содержания...». Правильно определяя христианство как новую ступень религиозного сознания, он считал, что эта ступень предопределяется развитием самого же сознания, а это не так. Правильно утверждая, что авторы канонической литературы стояли на уровне своего времени, Бауэр ложно считал, что не новые сложившиеся отношения определяли их сознание, а, наоборот, их сознание определяло новые отношения.

Несмотря на ограниченность подхода Бауэра к евангельской истории и ее главному персонажу Иисусу Христу, его выводы для своего времени сыграли большую роль в борьбе с религией как оплотом феодальной реакции. Они не потеряли своего значения и сейчас.

услуги гражданского адвоката


Листаем страницы религии:

Христианство – итог развития греко-римского мира и его культуры
Греко – римский круг зарождения христианства
Обоснование некоторых дат христианства
Определение состава первоначальных общин в христианстве
Бауэр изучает произведения Филона
Особенности философской позиции Филона
Положение человека в христианском учении
Учение Сенеки – исток христианской этики
Представление о боге в трудах Сенеки



Религия и гуманизм:

Содержание
Результаты исследования среди верующих граждан
Изменение религиозности
Что содержит проект постановления
Отрицание историчности Христа. Критика Нового завета
Бауэр изучает произведения Филона
Представление о боге в трудах Сенеки
Павлов – идеолог баптизма в России
Первая попытка объединения сектантов в союз
Издательство нового журнала «Слово истины»
Политические требования к правительству со стороны баптистов
Кризис церкви и его осмысление католическими идеологами
Мир на пороге социального обновления
Чем закончилось закрытие первой сессии собора
Положение епископов в окончательном варианте документа
Стремление к современной церкви
Современная евангелическая теология и естествознание
Учение Тейяра и его влияние на церковные догмы
Исследование социологических проблем в различных европейских странах
Доклад о положении современного протестантизма
Как сформировать новые представления в сознании верующих
Роль религии в отечественной истории
Книга о происхождении и развитии религии
Современный журнал о религии
Вопросы, обсуждаемые на страницах журнала



© 2009-2014 - DEXPOST - Курьерская служба экспресс доставки