Главная
Предпочтовая
обработка

Принцип работы


Доставка товара
покупателю

Самовывоз

Кассовое
обслуживание

Типовые требования
к транспортной таре





Павлов – идеолог баптизма в России

«Требуются верующие» – эта деталь присутствует во всех объявлениях журнала «Баптист» о найме рабочей силы: на чугунолитейный завод требуется литейщик «из братьев», на кожевенный – верующий мастер по кожевенному делу и т. д. Баптисты-предприниматели стремятся создать такие производственные единицы, в которых бы рабочего связывала с хозяином общая вера. В условиях отсутствия свободы совести этот факт приобретал особенно большое значение: положение баптизма как преследуемого вероучения порождало иллюзии единства интересов предпринимателя и рабочего, что создавало дополнительные возможности для эксплуатации наемного труда. По мере того как в среде баптистов все более решающую роль играл слой капиталистических предпринимателей, втягивавших рядовых верующих в свои производства, в секте все больше определялись новые отношения между верующими «братьями»: отношения хозяина и рабочего, землевладельца и батрака, эксплуататора и эксплуатируемого.

Постепенно шел процесс накопления и концентрации капитала в руках отдельных представителей баптизма. П. В. Павлов в статье «Богатство церкви», опубликованной в марте 1914 г., т. е. накануне первой мировой войны, указывает, что в составе русских баптистских общин есть лица, обладающие капиталом в несколько миллионов рублей. Как пишет Павлов, «крупные представители капитала находятся среди баптистов Северного Кавказа, Закавказья и Сибири». «Пишущему эти строки, – продолжает Павлов, –лично известны общины, наставники которых могут сказать: «сегодня я говорил слово двум миллионам рублей». Но как ни кажутся высокими эти цифры, они, скорее, ниже действительности...»

Другой баптистский руководитель, В. В. Иванов, обеспокоенный развитием противоречий между верхами и низами секты, еще в 1911 г. пытался изыскать средства, чтобы «искоренить нужду» среди рядовых баптистов, особенно в городских общинах.

Изменения, происходившие в социальном составе баптизма, отразились и на развитии идеологии.

Революция 1905 г. получила отклик не только в среде баптистских руководителей, занявших по отношению к ней резко враждебную позицию, но и в некоторой части рядовых верующих, проявивших сочувствие к революционным выступлениям. Так, по сообщению чиновника департамента духовных дел, в Одессе в 1905–1906 гг. «сектанты открыто призывали народ к неповиновению властям и революции». Тот же чиновник указывает на случай антиправительственного выступления сектантов в 1909 г. в Подольской губернии. Однако подобные единичные примеры не могут решить вопроса о том, как конкретно рядовые массы верующих реагировали на революционную борьбу трудящихся. Эта проблема требует специального исследования и дополнительных изысканий. Сейчас мы можем лишь сказать, что в целом низы баптизма остались в стороне от революционного движения. Один из идеологов баптизма, Павлов, в реферате для Европейского конгресса баптистов в Берлине (август 1908 г.) писал: «Революция потрясла политические и религиозные устои русского народа, но она же воочию доказала лживость обвинений духовенства в политической неблагонадежности сектантов; почти все сектанты, за редкими исключениями, относились пассивно к террору с обеих сторон». Западные элементы господствовали в баптистской организации так же, как и в других сектах. Им-то и удалось с помощью авторитета руководителей отрезать массы рядовых верующих от влияния на них революционной идеологии. Баптистские руководители «осуждали и даже отлучали от общин» «тех из своих членов, которые становились в ряды революционеров». Но кроме таких прямых и грубых методов воздействия их усилия были направлены на изобретение утонченных средств идеологического влияния на верующих, чтобы парализовать их классовое сознание.


Листаем страницы религии:

Как произошло политическое самоопределение в баптизме
Текст платформы и программы совпадают в своих политических установках
Первая попытка объединения сектантов в союз
Идеологическое и организационное оформление либерально-западного течения
Что предлагает Павлов с помощью Евангелия
Принцип общинной организации труда среди верующих
Издательство нового журнала «Слово истины»
Взгляды на политику со стороны либерально – западного баптизма
Либерально-западное течение в баптизме накануне Октябрьской революции



Религия и гуманизм:

Содержание
Результаты исследования среди верующих граждан
Изменение религиозности
Что содержит проект постановления
Отрицание историчности Христа. Критика Нового завета
Бауэр изучает произведения Филона
Представление о боге в трудах Сенеки
Павлов – идеолог баптизма в России
Первая попытка объединения сектантов в союз
Издательство нового журнала «Слово истины»
Политические требования к правительству со стороны баптистов
Кризис церкви и его осмысление католическими идеологами
Мир на пороге социального обновления
Чем закончилось закрытие первой сессии собора
Положение епископов в окончательном варианте документа
Стремление к современной церкви
Современная евангелическая теология и естествознание
Учение Тейяра и его влияние на церковные догмы
Исследование социологических проблем в различных европейских странах
Доклад о положении современного протестантизма
Как сформировать новые представления в сознании верующих
Роль религии в отечественной истории
Книга о происхождении и развитии религии
Современный журнал о религии
Вопросы, обсуждаемые на страницах журнала



© 2009-2014 - DEXPOST - Курьерская служба экспресс доставки