Главная
Предпочтовая
обработка

Принцип работы


Доставка товара
покупателю

Самовывоз

Кассовое
обслуживание

Типовые требования
к транспортной таре





Проблема масс и «диалога с миром» в схеме XIII

На своей III сессии Вселенский собор католической церкви обсуждал в числе других также и схему «Церковь и современный мир», готовил декларацию о новом подходе к миру, в котором живет церковь, к миру светскому, думающему о земных делах и заботах. Схема XIII должна была предложить программу нового диалога с массами. Выработка широковещательной программы должна была завершить работу Вселенского собора, служить ее итогом.

Схема «Церковь ж современный мир», таким образом, важнейший элемент «аджорнаменто», вживания в современный мир, приспособления к новым условиям. Однако правомерен вопрос: почему понадобилось рассмотрение специальной схемы? Ведь перед III сессией вышла энциклика папы Павла VI «Экклезиам суам», явившаяся пастырским посланием, посвященным делам церкви и мира. Незадолго до смерти папы Иоанна XXIII увидели свет энциклики «Матер эт магистра», «Пацем ин террис», посвященные проблемам современности.

Отличие XIII схемы от указанных Документов прежде всего юридическое. Энциклика – это документ по преимуществу церковный, обращение же собора предназначено для мира в целом. Декларация собора (ход которого освещают 2500 корреспондентов) будет доведена до максимально большой аудитории католиков, «отделившихся братьев», инаковерующих, гуманистов. Более того, коллегиальный характер соборного обращения должен подчеркнуть, что речь идет не Только о мнении папы (непогрешимом, коль скоро он обращается с кафедры), но и о мнении церкви в целом, что должно придать документам в глазах мира особую внушительность и авторитет. Подчеркивается, что схема будет не поучать, а предлагать конкретные лекарства от главных социальных и духовных недугов и затруднений нашей эпохи.

Структура схемы, как она представлена собору, содержит 4 главы: призвание всего человечества; церковь на службе богу и людям; христианский способ (стиль) жизни в современном мире; главные задачи христиан в современной жизни.

Речь шла и о диалоге с гуманистическим гуманизмом и пацифизмом, т. е. по вопросам, о которых в ходе III сессии говорилось более обстоятельно, чем на прежних. Энциклика «Экклезиам суам» (апрель, 1964 г.), где был поставлен этот вопрос, во многом определяла ход обсуждения.

Но что подразумевает церковь, когда говорит об этом «современном мире»? То же, что Августин и другие отцы церкви, говоря о «земном граде»? Каково назначение в мире «призвания» человека (по терминологии схемы)?

По поводу назначения человека в мире, как и в определении современного мира, были высказаны самые крайние точки зрения. Многие рассматривают человека только с точки зрения его временного существования, с точки зрения повседневности; для них конечные цели спасения являются чем-то внешним по отношению к их конструкции «земного града» земной жизни, другим же из числа христиан свойственно отвергать светскую деятельность. В таких выражениях обозначаются точки зрения в документе. Церковь намерена предложить некую «среднюю», компромиссную линию, создать «баланс» между точками зрения, определив место человека в мире.

Одни участники собора считали, что концепция мира должна быть приемлемой для современного человека, но по содержанию своему – соответствовать церковной доктрине. Другие же – группа традиционалистов – отстаивали незыблемость, неизменность богословской трактовки назначения человека, «спасения», искупления первородного греха, концепцию о ведущей роли сверхприродного начала, эсхатологического смысла истории. Большое выступление, посвященное обоснованию этой позиции, принадлежало генералу ордена бенедиктинцев.

Мнение значительной части соборных отцов состояло в том, чтобы уточнить содержание понятия «современный мир».


Листаем страницы религии:

Стремление к современной церкви
Гуманизм как диалог с массами
Гуманизм в борьбе за улучшение жизни трудящихся
Кризис церкви отражает кризис общественного строя
Взаимосвязь между христианской теологией и естествознанием
Современная евангелическая теология и естествознание
Что может дать прихожанам христианская вера
Существуют ли границы науки
Теология и естествознание могут ли существовать вместе



Религия и гуманизм:

Содержание
Результаты исследования среди верующих граждан
Изменение религиозности
Что содержит проект постановления
Отрицание историчности Христа. Критика Нового завета
Бауэр изучает произведения Филона
Представление о боге в трудах Сенеки
Павлов – идеолог баптизма в России
Первая попытка объединения сектантов в союз
Издательство нового журнала «Слово истины»
Политические требования к правительству со стороны баптистов
Кризис церкви и его осмысление католическими идеологами
Мир на пороге социального обновления
Чем закончилось закрытие первой сессии собора
Положение епископов в окончательном варианте документа
Стремление к современной церкви
Современная евангелическая теология и естествознание
Учение Тейяра и его влияние на церковные догмы
Исследование социологических проблем в различных европейских странах
Доклад о положении современного протестантизма
Как сформировать новые представления в сознании верующих
Роль религии в отечественной истории
Книга о происхождении и развитии религии
Современный журнал о религии
Вопросы, обсуждаемые на страницах журнала



© 2009-2014 - DEXPOST - Курьерская служба экспресс доставки