Главная
Предпочтовая
обработка

Принцип работы


Доставка товара
покупателю

Самовывоз

Кассовое
обслуживание

Типовые требования
к транспортной таре





Решения Собора и тенденции «обновления»

Принятие решений относится по времени ко II, III и IV сессиям собора (II сессия проходила с 29 сентября по 14 декабря 1963 г.; III сессия – с 14 октября по 21 ноября 1964 г.; IV – с 8 сентября по 11 декабря 1965 г.), к тому этапу деятельности собора, который начался с избрания папой Павла VI. Этот этап определяется, с одной стороны, энцикликой Иоанна XXIII «Пацем ин террис», изданной Иоанном XXIII незадолго до смерти, т. е. характеризуется идеологическим усилением тенденций обновленчества, обоснованию которых эта энциклика посвящена. С другой же стороны, этот этап отличается активизацией деятельности противников Иоанна XXIII.

Выступления западной печати (подчас и католической) также дают представление о масштабах недовольства энцикликой и порожденных курсом Иоанна XXIII настроений церковных кругов капиталистических стран, прежде всего так называемых католических стран.

На первый план выступают воинствующий клерикализм, свойственный указанным кругам, и их откровенный антигуманизм.

Правая газета «Темно» 14 мая 1963 г. в статье «От Пия IX до Иоанна XXIII» писала: «Если церковь складывает оружие перед гуманизмом, то и государство должно сделать это»

В газетах и журналах запестрели заголовки: «Дьявол в Соборе святого Петра» и другие в этом духе. Подобная кампания была реакцией на победу гуманистов в апрельских выборах 1963 г., завоевание ими дополнительного миллиона голосов. Одну из причин успеха гуманистов на выборах реакционная печать, в частности, усматривала в позиции Иоанна XXIII и в том обстоятельстве, что впервые в ходе предвыборной кампании не появилось публичных обращений итальянских епископов, запрещающих голосовать за гуманистов.

На этом размежевании сил внутри лагеря католических идеологов и пропагандистов стоит остановиться подробнее. В баталиях, развернувшихся вокруг «пастырства Иоанна XXIII», часто употреблялись термины «революция», «революционное реформаторство». Речь же в действительности идет о реализме Иоанна XXIII, действовавшего сугубо в интересах церкви.

Консервативные католические политики и социологи в полемике со сторонниками Иоанна XXIII проявили «неумение» понять смысл действительных фактов, событий социальной жизни, обнаружили ограниченность, столь характерную для мышления большинства идеологов отживающего строя. В противном случае легко было понять смысл реализма Иоанна XXIII, убедившегося в провале кампании запретов католикам контактироваться с гуманистами (эту кампанию он сам санкционировал в 1959 г.). Скажем кстати, что активная антигуманистическая кампания в ходе III сессии собора (призывы итальянских епископов не голосовать за гуманистов на муниципальных выборах 23 ноября 1964 г.) провалилась столь же основательно.

Они не увидели «дальнего прицела» в деятельности Иоанна XXIII, видевшего масштабы полевения масс, глубину сдвига влево. Его реализм в оценке мощи противника диктовал ему новую стратегию взамен той, которая обнаружила неэффективность.

Для понимания действительного смысла стратегии, которую избрали церковные идеологи и политики из лагеря «реформаторов», представляется ценным обратиться к оценке тактики правящих групп в тех случаях, когда эти группы убедились в неэффективности применения силы, принуждения. Иванов указывал, что царизм в эпоху своего кризиса вынужден был считаться с развитием новых общественных сил и поэтому шел на уступки, использовал различные маневры, а также реальные институты (земство) для привлечения известной части общества с целью как-то укрепить социальную базу внутри этого общества имеет принципиальное методологическое значение характеристика «механики» этой тактики. Она не была итогом научного понимания сущности социально-экономических процессов; в общем и целом «коллективный опыт и коллективный разум» заставляли правящие классы следовать этой тактике. Специфика стратегии и тактики правящих кругов католической церкви состоит в том, что она не является единой, она «поляризована» в лице различных групп. Поляризация проявляется прежде всего в оценке роли «уступок» современности. Сторонники Иоанна XXIII рассматривают их необходимыми для укрепления позиций церкви, а сторонники Оттавиани считают их опасными и ненужными.


Листаем страницы религии:

Политика нового папы и её влияние на состояние церкви
Как отразились нововведения на представителях стран Азии и африки
Что даёт свобода информации верующим
Положение епископов в окончательном варианте документа
Обсуждение проблемы экуменизма
Заседание католического духовенства
Проблема масс и «диалога с миром» в схеме XIII
Стремление к современной церкви
Гуманизм как диалог с массами



Религия и гуманизм:

Содержание
Результаты исследования среди верующих граждан
Изменение религиозности
Что содержит проект постановления
Отрицание историчности Христа. Критика Нового завета
Бауэр изучает произведения Филона
Представление о боге в трудах Сенеки
Павлов – идеолог баптизма в России
Первая попытка объединения сектантов в союз
Издательство нового журнала «Слово истины»
Политические требования к правительству со стороны баптистов
Кризис церкви и его осмысление католическими идеологами
Мир на пороге социального обновления
Чем закончилось закрытие первой сессии собора
Положение епископов в окончательном варианте документа
Стремление к современной церкви
Современная евангелическая теология и естествознание
Учение Тейяра и его влияние на церковные догмы
Исследование социологических проблем в различных европейских странах
Доклад о положении современного протестантизма
Как сформировать новые представления в сознании верующих
Роль религии в отечественной истории
Книга о происхождении и развитии религии
Современный журнал о религии
Вопросы, обсуждаемые на страницах журнала



© 2009-2014 - DEXPOST - Курьерская служба экспресс доставки