Главная
Предпочтовая
обработка

Принцип работы


Доставка товара
покупателю

Самовывоз

Кассовое
обслуживание

Типовые требования
к транспортной таре





Современная евангелическая теология и естествознание

Современная евангелическая теология Существенно отличается от так называемой естественной теологии XIX в. Она (при всех различиях) связана с именами и произведениями Карла Барта, Рудольфа Бультмана, Пауля Тиллиха, Фридриха Гогартена и Дитриха Бонхеффера. Без знания их основных теологических воззрений нельзя уяснить себе отношение евангелической теологии к современному естествознанию. Еще шире взгляды Лейпцигского теолога Эмиля Фукса, который поэтому заслуживает упоминания.

В центре евангелического понимания современности не стоит уже представление о мире, разделенном на посюсторонний и потусторонний мир, на сферу естественного и сверхъестественного. Для современного христианства характерна все большая его антропологизация. В конечном счете вера трактуется как «бытие для других». Человек должен видеть бога только в человеке, а не считать его метафизическим, наивысшим, самым всемогущим и лучшим существом. В этом смысле говорят (в противоположность другим религиям) о безрелигиозном, светском христианстве, о вере, которая не знает трансцендентного в потустороннем, а целиком концентрируется на человеке. Высказывается также взгляд, что христианин уже не «верит в бога», а «в своем существовании указывает на бога». «Встреча» и «решение» находятся, таким образом, в центре религиозного учения современной евангелической теологии.

Попытки критики этого нового направления с помощью старых аргументов не могут быть успешными. Необходимо изучить эти новые теологические концепции и критически исследовать их последствия для проблематики «естествознание и вера». Антропологизация христианской веры недвусмысленно смещает акцепты в направлении этики (например, вопросы о смысле жизни, долге, страдании, смерти, индивидууме и коллективе и т. п.). Именно в этой области находит наиболее острое выражение евангелический конфликт науки и религии.

Естественнонаучная аргументация в пользу веры у теологов почти исчезает, так же как уменьшились их нападки на естествознание вообще и на отдельные его результаты.

Главными положениями, определяющими отношение евангелической теологии к современному естествознанию, являются следующие:

а) все утверждения естествознания можно без ограничения подтверждать;

б) христианин отнюдь не должен отрицать большое значение естественных наук и техники для человеческого общества;

в) христианская вера не должна вмешиваться в дела;

г) никоим образом не следует использовать естественные науки для обоснования веры.

Было бы ошибочно рассматривать эти положения только с отрицательной точки зрения, так как для теологов действительно важно избежать конфликта с естествознанием. Можно приветствовать тот факт, что препятствия, которые веками создавались теологами и церковью на пути прогресса естествознания, теперь в значительной мере отпадают и всякое вмешательство теологии в дела естествознания прекращается. Этим, однако, проблема не снимается даже при той трактовке этого вопроса, которую дает Эмиль Фукс (Германия), признающий, что «все научное мышление является, как таковое, гуманистическим» Он полагает также, что у христиан нет причин оспаривать представление диалектического материализма о мире.

Возникает вопрос: куда же девается бог в этой теологии? Ответ, который дает богослов, трудно понять человеку, привыкшему к научному мышлению: «Бог не может быть постигнут разумом». Мы находимся в действительности, пишет Фукс, которую выявляют наш опыт и научные исследования и которая не имеет никакой связи с вечным.

Вера в первую очередь – это активное действие не человека, а бога. К такому выводу приходит Фукс. Человек должен быть охвачен милостью бога и должен отдаться духу Иисуса и жить в его смысле. «Он (Иисус. – Авт.) живет не в церкви, а в каждом человеке этого мира и во всех событиях этого мира. Служить ему, подчиняться его истине, его духу и при всей слабости быть проповедниками и исполнителями его любви – в этом заключается наш долг перед всеми людьми»

С этих позиций развивается тезис о двух совершенно различных плоскостях науки и веры. Вера – это нечто «совершенно иное», чем наука, и поэтому никоим образом не сравнима с той. Так как обе независимы друг от друга, то они не вступают в Конфликт друг с другом, не противостоят друг другу и не дополняют друг друга, правильное соотношение между ними – это скорее мирное параллельное сосуществование. Доказывая возможность параллельного сосуществования науки и веры, теологи часто ссылаются на таких знаменитых естествоиспытателей, как Планк, Эйнштейн и Гейзенберг. Мы здесь не будем разъяснять, насколько неоправданная такая ссылка.

топливные карты екатеринбург


Листаем страницы религии:

Что может дать прихожанам христианская вера
Существуют ли границы науки
Теология и естествознание могут ли существовать вместе
Новые стремления католицизма
Учение Тейяра и его влияние на церковные догмы
Тейяр и биологическая теория происхождения видов
Что является идеалом в философии Тейяра
Противоречия во взглядах Тейяра и католической церкви
Исследование социологических проблем в различных европейских странах



Религия и гуманизм:

Содержание
Результаты исследования среди верующих граждан
Изменение религиозности
Что содержит проект постановления
Отрицание историчности Христа. Критика Нового завета
Бауэр изучает произведения Филона
Представление о боге в трудах Сенеки
Павлов – идеолог баптизма в России
Первая попытка объединения сектантов в союз
Издательство нового журнала «Слово истины»
Политические требования к правительству со стороны баптистов
Кризис церкви и его осмысление католическими идеологами
Мир на пороге социального обновления
Чем закончилось закрытие первой сессии собора
Положение епископов в окончательном варианте документа
Стремление к современной церкви
Современная евангелическая теология и естествознание
Учение Тейяра и его влияние на церковные догмы
Исследование социологических проблем в различных европейских странах
Доклад о положении современного протестантизма
Как сформировать новые представления в сознании верующих
Роль религии в отечественной истории
Книга о происхождении и развитии религии
Современный журнал о религии
Вопросы, обсуждаемые на страницах журнала



© 2009-2014 - DEXPOST - Курьерская служба экспресс доставки