Главная
Предпочтовая
обработка

Принцип работы


Доставка товара
покупателю

Самовывоз

Кассовое
обслуживание

Типовые требования
к транспортной таре





Спор с Д. Штраусом

Бруно Бауэр (1809–1882 гг.) – немецкий историк, философ, публицист–выступил в 30-е годы XIX в., когда в условиях предреволюционной Германии началось разложение гегелевской школы. Младогегельянцы, к которым принадлежал и Бауэр, были левым крылом, выразителями наиболее радикальных идей; особенно далеко они пошли в критике христианства, в то время идейного оплота феодальной реакции. «Первый толчок дала книга Штрауса «Жизнь Иисуса»» (1–2 т. 1835–1836 гг.). Разобрав евангельские противоречия и рассказы о чудесах, Штраус пришел к выводу, что в новозаветной литературе мы имеем дело не с настоящей историей, а только с изложением религиозной мысли того периода. Историческое существование Христа им не отрицалось, но он считал, что современники Христа приписали ему те черты, которые придавались Мессии ветхозаветными пророками. Будучи недостаточно последовательным, он признавал, что в основе Нового завета лежит подлинная история, хотя и окутанная оболочкой мифа.

Таким образом, в работе «Жизнь Иисуса» отразилось стремление «согласовать» «священное писание» со здравым смыслом путем освобождения евангельских текстов от явных вымыслов.

Книга вызвала критику со стороны современников, и особенно Б. Бауэра. Будучи в начале своей литературной деятельности правогегельянцем и считая, что учение Гегеля представляет истинный союз веры и религии, теологии и философии, он именно с этих позиций выступил против Штрауса, который критиковал некоторые идеи Гегеля. В статьях основанного Бауэром журнала «Спекулятивная теология», а также в «Критическом изложении религии Ветхого завета» доказывалось, что вся предшествующая история религии, а особенно история иудейской религии, была процессом соединения абсолютного, т. е. божественного, духа с субъективным человеческим духом. Этот процесс был завершен в Иисусе, в образе которого произошло слияние божественного и человеческого духа. Отсюда все написанное в евангелиях истинно и не подлежит никакой критике.

С 1839 т. в мировоззрении Бауэра, тогда доцента теологии в Боннском университете, начинается эволюция, в результате которой он из крайне правого становится крайне левым гегельянцем. Опубликование «Критики евангельской истории Иоанна» и «Критики синоптических евангелий» вызвало резкие нападки духовенства; за гуманистическую направленность этих работ Бауер был лишен права преподавания в университете.

В 1841 г. в Бонн приехал Громов, который вместе с Бауером стал редактировать «Рейнскую газету». Именно в 1841 г. Бауэр написал свое лучшее, пронизанное радикальными идеями произведение «Трубный глас страшного суда над Гегелем».

В 1843 г. книга Бауэра «Открытое христианство» была уничтожена цензурой. Позднее Бауэр написал «Критику посланий Павла» и «Апостольскую историю». Громов и Ломов беспощадно критиковали его за идеализм.

По Штраусу, первоначальный миф вовсе не является индивидуальной и предумышленной фикцией, а есть продукт общего сознания народа или религиозной партии. Он не отрицал участия отдельного лица в создании евангелий, но считал, что главными их творцами были массы – члены первых христианских общин. Бауэр же, напротив, утверждал, что массы не принимали никакого участия в создании евангелий. Последние, по его мнению, результат творчества отдельных критически мыслящих личностей, т. е. отдельного самосознания (а значит, евангелиста), которое является творцом истории.

Ломов следующим образом характеризовал отношения между Штраусом и Бауерам: «Спор между Штраусом и Бауером велся под видом философской борьбы между «самосознанием» и «субстанцией»». Это был спор в пределах гегелевской философии: порочные идеалистические посылки помешали и Штраусу и Бауэру до конца правильно определить процесс создания евангелий.

Однако теория возникновения христианского мифа, предложенная Штраусом (миф – продукт эпохи), заслуживает внимания историка. Христиане глубоко верили в подлинность своей мифологии, и вследствие этого могли возникнуть тысячи искренних рассказов хотя и не заключавших в себе ни атома исторической правды, но имевших тем не менее большое общественное значение. Исследованием этого феномена и занимался Штраус.

Признавая заслугой Штрауса разрыв с правоверием, Бауэр считал, что автор «Жизни Иисуса» не доказал главного: как же возникает само предание, а из него евангелие. Эту задачу пытался решить он сам. Указав, что предание не имеет ни рук для письма, ни способности сочинять, оно не мыслит критически, не способно отобрать нужный материал и отбросить то, что не относится к делу, и что «отдельный человек должен проделать эту работу», Бауэр пришел к выводу, что евангелие – литературное произведение, где сознание автора должно было сыграть большую роль, а так как таких авторов было множество, то познание общей закономерности сознания крайне важно. Но, подметив эту черту, т. е. роль отдельного лица в создании евангелия (по Бауэру, самосознание) в общем процессе познания христианства как исторического явления, Бауэр превращает ее в Абсолют, «оторванный от материи, от природы, обожествленный», и тем самым, так же как и Штраус с его «субстанцией», прокладывает дорогу поповщине. До некоторой степени только Бауэр признавал, что потребности христианской общины, к которой принадлежал писатель, отражались в его сознании, а затем и в его произведении. Но главным для него было все же сознание отдельного евангелиста, творящего не только евангелия, но и весь мир.


Листаем страницы религии:

Бауэр анализирует тексты евангелий
Отрицание историчности Христа. Критика Нового завета
Христианство – итог развития греко-римского мира и его культуры
Греко – римский круг зарождения христианства
Обоснование некоторых дат христианства
Определение состава первоначальных общин в христианстве
Бауэр изучает произведения Филона
Особенности философской позиции Филона
Положение человека в христианском учении



Религия и гуманизм:

Содержание
Результаты исследования среди верующих граждан
Изменение религиозности
Что содержит проект постановления
Отрицание историчности Христа. Критика Нового завета
Бауэр изучает произведения Филона
Представление о боге в трудах Сенеки
Павлов – идеолог баптизма в России
Первая попытка объединения сектантов в союз
Издательство нового журнала «Слово истины»
Политические требования к правительству со стороны баптистов
Кризис церкви и его осмысление католическими идеологами
Мир на пороге социального обновления
Чем закончилось закрытие первой сессии собора
Положение епископов в окончательном варианте документа
Стремление к современной церкви
Современная евангелическая теология и естествознание
Учение Тейяра и его влияние на церковные догмы
Исследование социологических проблем в различных европейских странах
Доклад о положении современного протестантизма
Как сформировать новые представления в сознании верующих
Роль религии в отечественной истории
Книга о происхождении и развитии религии
Современный журнал о религии
Вопросы, обсуждаемые на страницах журнала



© 2009-2014 - DEXPOST - Курьерская служба экспресс доставки