Главная
Предпочтовая
обработка

Принцип работы


Доставка товара
покупателю

Самовывоз

Кассовое
обслуживание

Типовые требования
к транспортной таре





Влияние революции 1905–1907 гг. на идейно-политическую позицию баптизма.

«Союз свободы, правды и миролюбия»

Баптизм накануне первой русской революции 1905–1907 гг. представлял собой в социальном отношении довольно однородное религиозное течение. Характеризуя в докладе для II съезда РСДРП социально-политическое лицо баптизма в России, В. Д. Бонч-Бруевич отмечал, что баптисты вербуют «своих последователей по большей части из рядов мелкой буржуазии городов, пригородов, местечек, посадов, сел и деревень, из всей этой мещанской и более или менее обеспеченной крестьянской среды...».

Годы, последовавшие за революцией 1905–1907 гг., были временем значительного роста баптистских общин. Это объясняется прежде всего тем, что напуганный революционной борьбой народных масс, с одной стороны, и черносотенными погромами, освященными православной церковью, – с другой, мелкий буржуа охотно откликнулся на пропаганду баптистских миссионеров и пошел в секту. Баптизм его привлек видимостью демократизма в организации общин и отрицательным отношением к революционной борьбе. Здесь надо принять во внимание и то обстоятельство, что указы о свободе исповедания веры 1905 и 1906 гг. при всей их ограниченности позволяли баптистским миссионерам шире, чем прежде, развернуть пропаганду своих идей.

Что годы реакции и общего спада революционной борьбы явились в истории баптизма периодом наибольшего количественного роста его последователей, отмечается самими идеологами баптизма. В. В. Иванов в статье «Положение баптистов», опубликованной журналом «Баптист» в 1911 г., писал: «С 1905 г. в истории баптизма наступила эпоха, которую можно назвать эпохой открытого штурма» Контингент баптистских общин рос за счет православных, а также в значительной степени за счет усилившегося с начала XX в. распада молоканства, наиболее близкого из всего старого русского сектантства к баптизму течения. Даже в тех случаях, когда молоканские руководители удерживали свои кадры от перехода в баптизм, это удавалось им ценой отступления от догматических и организационных начал молоканства и эволюции в сторону баптизма. Наглядным примером этого явилось образование в молоканстве так называемого захаровского толка, почти не отличавшегося от баптизма.

Быстрое распространение баптизма вызвало беспокойство как со стороны православной церкви, так и со стороны руководителей молоканства. В. В. Иванов в той же статье писал, что православные миссионеры в борьбе с баптизмом пытаются «призвать к себе на помощь молокан... а молокане готовы соединиться с православными, чтобы вести совместно духовную борьбу против баптистов».

Конечно, нет оснований считать, что подобные связи могли быть длительными и устойчивыми, но само стремление к их созданию свидетельствует о действительно широком распространении баптизма в послереволюционные годы.

В этой связи правила о религиозных собраниях, изданные 4 октября 1910 г. и ограничивающие действие указов о свободе исповедания веры от 17 апреля 1905 и 17 октября 1906 г., следует рассматривать и как акт защиты царским самодержавием устоев православной церкви от натиска баптистской пропаганды.

Весьма благоприятную и восприимчивую почву для своей деятельности баптистские миссионеры нашли в Сибири. По сообщениям журнала «Баптист» (1911 г.).

За короткий срок вдоль всей сибирской магистрали, «начиная от Омска и до Владивостока, в. каждом городе и на многих станциях» появились общины верующих. Основные кадры сибирских общин составили крестьяне-хуторяне, а в городах – торговцы.

Как показывают архивные материалы, после столыпинской аграрной реформы баптизм нашел себе последователей среди хуторян европейских губерний России.

Но хотя и после революции 1905 г. основной базой баптизма остается мелкозападная среда города и деревни, его уже нельзя назвать более или менее однородным религиозным течением по социальному составу верующих. К началу первой мировой войны в социальном составе баптизма произошли значительные изменения. В ходе классового расслоения среди участников баптистских общин вырос слой капиталистических предпринимателей: хозяев заводов, владельцев торговых предприятий, собственников земельных массивов. Баптисты-хуторяне организуют многоотраслевое хозяйство, широко используя наемную рабочую силу. Представление о такого рода хозяйстве дает хутор, принадлежащий Я. С. Куличенко, поместившему в журнале «Баптист» (1911 г.) ряд объявлений о найме рабочей силы. Из объявлений следует, что Куличенко – баптист, владелец хутора Нескубен Донской области – заинтересован в найме работников для обслуживания мельницы, мастера, «могущего устроить маслобойню для подсолнечных семян», что ему же нужны кузнецы, портные, сапожники, очевидно для организации соответствующих мастерских. Куличенко неизменно предупреждает, что на работу он принимает исключительно баптистов.


Листаем страницы религии:

Павлов – идеолог баптизма в России
Как произошло политическое самоопределение в баптизме
Текст платформы и программы совпадают в своих политических установках
Первая попытка объединения сектантов в союз
Идеологическое и организационное оформление либерально-западного течения
Что предлагает Павлов с помощью Евангелия
Принцип общинной организации труда среди верующих
Издательство нового журнала «Слово истины»
Взгляды на политику со стороны либерально – западного баптизма



Религия и гуманизм:

Содержание
Результаты исследования среди верующих граждан
Изменение религиозности
Что содержит проект постановления
Отрицание историчности Христа. Критика Нового завета
Бауэр изучает произведения Филона
Представление о боге в трудах Сенеки
Павлов – идеолог баптизма в России
Первая попытка объединения сектантов в союз
Издательство нового журнала «Слово истины»
Политические требования к правительству со стороны баптистов
Кризис церкви и его осмысление католическими идеологами
Мир на пороге социального обновления
Чем закончилось закрытие первой сессии собора
Положение епископов в окончательном варианте документа
Стремление к современной церкви
Современная евангелическая теология и естествознание
Учение Тейяра и его влияние на церковные догмы
Исследование социологических проблем в различных европейских странах
Доклад о положении современного протестантизма
Как сформировать новые представления в сознании верующих
Роль религии в отечественной истории
Книга о происхождении и развитии религии
Современный журнал о религии
Вопросы, обсуждаемые на страницах журнала



© 2009-2014 - DEXPOST - Курьерская служба экспресс доставки