Главная
Предпочтовая
обработка

Принцип работы


Доставка товара
покупателю

Самовывоз

Кассовое
обслуживание

Типовые требования
к транспортной таре





Жизнь общества диктует перемены в церкви

Попыткам выйти из затруднений, которые переживала церковь, всегда предшествовало осмысление этих затруднений. Для католической идеологии характерно изображение кризиса церкви как кризиса общества в целом, а необходимость внутрицерковных перемен – как помощь страждущему человечеству новыми средствами, доступными лишь церкви.

Объявляя о своем решении созвать Вселенский собор и говоря о необходимости обновления, Иоанн XXIII также ссылался на «серьезный кризис человеческого общества», одним из факторов которого является распространение иррелигиозности и неверия. Речь здесь идет о конкретном явлении: во времена I Ватиканского собора (1870 г.) к католической церкви принадлежало 25-% населения, а в эпоху II Ватиканского собора ее номинальными сторонниками числилось 18% населения мира.

В наиболее полной мере обоснование необходимости перемен содержит энциклика «Пацем ин террис», отражающая позицию и «линию» Иоанна XXIII, тот курс, который наложил отпечаток на деятельность Вселенского собора и жизнь «католического мира».

В энциклике «Пацем ин террис» помимо констатации «заблуждений» и «кризиса» человеческого общества дается картина «симптомов», глубоких сдвигов, происшедших в мире, очерчены те факторы, которые, с точки зрения папы, приводят к переменам в жизни современного общества. Эти факторы названы знамениями времени. «Знамения времени» – это неотвратимые изменения, совершившиеся в мире, факторы, определяющие жизнь современного общества и побудившие к изменениям саму церковь.

Прежде всего это увеличение роли масс в экономической и социальной жизни общества. «Сегодня среди трудящихся всех наций весьма остро выражено требование, чтобы с ними обращались не как с бездушными предметами, а как с людьми или личностями во всех областях совместной жизни – в области экономической и социальной, в области культуры и в общественной и политической жизни».

Массы стали социально активными, признает документ «святого престола». И это вопреки сотням лет активных стараний церкви привить массам пассивность и смирение. Сегодня церковь имеет дело с трудящимися организованными, она стоит перед фактом развитого классового сознания, оказывается лицом к лицу с массами, готовыми отстаивать свои права, вступить в конфликт с церковью, если церковь поддерживает реакцию. Как укрепить связи с массами, не колебля фундамента и не меняя устоев церкви, – вот забота, выраженная в энциклике.

Другое из названных в энциклике «знамений времени» также связано с проблемой масс – вступление женщины в общественную жизнь. «В женщине все яснее и действеннее пробуждается сознание собственного достоинства, она требует, чтобы ее рассматривали как личность, имеющую одинаковые права с мужчиной и в семье, и в общественной жизни». Эта констатация нуждается в коротком добавлении: «Вопреки католицизму». Веками католицизм, как и любая другая религия, стремился привить женщине убеждение в превосходстве мужчины, подавляя в ней сознание ее достоинства. И здесь, в этой опорной для церкви среде, католицизм теряет свои позиции. И здесь, чтобы восстановить престиж церкви, надо, как это следует из оценки энциклики, искать новых путей, строить новые мосты.

«Знамением времени» папа считал пробуждение к новой жизни народов, находившихся до недавнего времени в колониальной зависимости. Для церкви в этой проблеме много «подводных рифов», сложных задач. Самая большая из них – как избегнуть участи всех белых колонизаторов, изгоняемых из освобождающихся колоний, и сохранить свои позиции среди населения молодых независимых стран.

В качестве важного «знамения времени» энциклика отмечает также рост светского правосознания. Она трезво констатирует наличие конституций, основанных на светском законодательстве и апеллирующих к светскому сознанию. Традиционные претензии церкви на руководство обществом, конечно, остаются, но изобретаются иные методы влияния церкви на общественную жизнь. Как справедливо отметил аббат Жан Булье светский характер международного права является ныне неоспоримым фактом, и уже давно отказались от упоминания бога в преамбулах договоров, что некогда было обязательным.


Листаем страницы религии:

Мир на пороге социального обновления
Первая сессия собора. Размежевание сил, направление «обновления»
Кризис современной католической церкви
Дебаты при обсуждении реформы литургии были бурными
Споры разных групп католической церкви
Выступления авторитетных христианских епископов
Чем закончилось закрытие первой сессии собора
Решения Собора и тенденции «обновления»
Политика нового папы и её влияние на состояние церкви



Религия и гуманизм:

Содержание
Результаты исследования среди верующих граждан
Изменение религиозности
Что содержит проект постановления
Отрицание историчности Христа. Критика Нового завета
Бауэр изучает произведения Филона
Представление о боге в трудах Сенеки
Павлов – идеолог баптизма в России
Первая попытка объединения сектантов в союз
Издательство нового журнала «Слово истины»
Политические требования к правительству со стороны баптистов
Кризис церкви и его осмысление католическими идеологами
Мир на пороге социального обновления
Чем закончилось закрытие первой сессии собора
Положение епископов в окончательном варианте документа
Стремление к современной церкви
Современная евангелическая теология и естествознание
Учение Тейяра и его влияние на церковные догмы
Исследование социологических проблем в различных европейских странах
Доклад о положении современного протестантизма
Как сформировать новые представления в сознании верующих
Роль религии в отечественной истории
Книга о происхождении и развитии религии
Современный журнал о религии
Вопросы, обсуждаемые на страницах журнала



© 2009-2014 - DEXPOST - Курьерская служба экспресс доставки